Реформа должна привести к балансу интересов промышленной и природоохранной деятельности

16 января 2017

Реформа должна привести к балансу интересов промышленной и природоохранной деятельности

Запущенная в 2014 году реформа экологического нормирования промышленности переходит на уровень конкретных технологических решений. О том, во сколько, кому и когда обойдется экологическая модернизация российской индустрии, как будут встроены в реформу справочники наилучших доступных технологий (НДТ) и насколько это позволит сократить разрыв с развитыми странами, в интервью старшему газете «Коммерсантъ» рассказал первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин.

(Выдержки из интервью)

— Какова роль Минпромторга в реформировании промышленного экологического регулирования?
— Уже несколько лет в приоритетном режиме мы занимаемся сращиванием основных направлений экологической и промышленной политики. Раньше, до принятия закона о технологическом нормировании окружающей среды, об этом речи не было. В процессе его подготовки мы вышли на усиление места Минпромторга в этой работе. До этого вся коммуникация с промышленностью в отношении экологического регулирования осуществлялась на площадке Минприроды. Теперь Минпромторг и Минприроды совместно занимаются решением этих вопросов. Мы стараемся помогать промышленности решать проблемы, снимать озабоченность, связанную с экологическим регулированием. В чем заключается баланс? Цель промышленной политики — технологическая модернизация. Цель экологической — снижение выбросов и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду. На самом деле новизна нашего подхода заключается в том, что в этих двух целеполаганиях нет противоречия: модернизация должна приводить к снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Нам удалось убедить компании в том, что реформирование необходимо. Оно должно привести к балансу интересов в промышленном развитии и природоохранной деятельности отраслей, а не просто к ужесточению экологического регулирования. По нашим представлениям, оно и до реформирования являлось достаточно жестким, а в ряде случаев требования были просто невыполнимыми. Но, как обычно у нас бывает, жесткость закона компенсируется его неисполнением, а в некоторых случаях повсеместным. Цель реформирования — чтобы соответствующие требования были объективными, сбалансированными, выполнимыми и уже настоять на том, чтобы они выполнялись повсеместно и всегда. Таким образом, и экология бы улучшилась, и какая-то часть бюрократической трансакционной нагрузки на промышленность тоже снизилась бы.

— В результате изменения регулирования вы ожидаете снижения относительной или абсолютной нагрузки компаний на окружающую среду и человека?
— Мы должны запустить процесс последовательных улучшений и в технологии, и в экологии. Таким образом мы сможем добиться снижения нагрузок. Если говорить о технологической модернизации как о введении новых производственных мощностей, которые оказывают дополнительное негативное воздействие, плюсом к тому, что было, на наш взгляд, накопленный эффект удельной технологической модернизации при повышении экологической эффективности производства компенсирует темпы роста промышленного производства. Этот сценарий реализуется даже при оптимистичных подходах к промышленному росту и росту инвестиций в основной капитал. Подавляющее большинство новых технологических решений приводит к значительному сокращению негативного воздействия. Самые большие загрязнители — старые производственные комплексы. Если мы будем их стимулировать к переходу на новые технологии, то мы ко всему прочему будем развивать и спрос на технологические решения, которые могут удовлетворить отечественные производители. По сути, экологическое нормирование приведет к росту спроса на продукцию российской промышленности, машиностроения в первую очередь, и создаст условия для ее роста в целом. Это одна сторона процесса, которая снимает противоречия между экологической и промышленной политикой. Другая заключается в том, что мы, устанавливая соответствующие требования с учетом понимания уровня технологического развития, не возлагаем излишнее, неисполнимое бремя на отрасли, которое мешает им модернизироваться— Насколько, на ваш взгляд, велик технологический зазор с точки зрения НДТ между Россией и, например, Европой? Каким образом его можно закрыть?

— У нас есть необходимость издать перечень технологического оборудования, который применяется при переходе на НДТ. Естественно, мы такой перечень сможем издать только по тем справочникам, которые должны быть утверждены. Я думаю, что он выйдет буквально в ближайшие дни. Это касается справочников, которые были утверждены в рамках предыдущего этапа. Следом мы разработаем такой перечень по справочникам 2016 года, и появится возможность по этому перечню оценивать наличие или отсутствие отечественных производителей. Мы ориентируемся на то, что в соответствии с этим перечнем российским производителям технологий будет оказываться поддержка. Это может быть сделано в рамках программ промышленной политики путем субсидирования процентных ставок по кредитам, субсидий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Сейчас мы в первую очередь ориентированы на планы импортозамещения и документы с перечнем направлений, связанных с импортозамещением. По итогам выпуска перечня технологий НДТ мы будем дорабатывать планы импортозамещения и в приоритетном порядке поддерживать предприятия, выпускающие технологические решения, востребованные при переходе на НДТ. Например, Фонд развития промышленности — это записано в законе и во всех стандартах — осуществляет поддержку проектов в рамках двух блоков: импортозамещение и НДТ. Сейчас уже несколько таких проектов поддержано фондом. В первую очередь это газоочистка, электролизеры нового типа и прочее. Прогрессирующее увеличение поддержки таких проектов начнется после того, как мы утвердим перечень технологий НДТ

— Существует ли сегодня окончательный список объектов так называемой первой категории, на которые будет распространено самое жесткое нормирование?
— Первая категория должна будет иметь не самое жесткое нормирование, а нормирование на основе консенсуса возможностей промышленности и требований государства. Этот консенсус зафиксирован в справочниках. В этом суть перехода на НДТ. В первую категорию должны войти предприятия, оказывающие значительное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения НДТ. Минприроды должно обеспечить постановку на учет всех предприятий, по итогам которого будет получен список объектов первой категории. Работа по постановке на учет Росприроднадзором уже начата. Также по ее завершении будет сформирован список из 300 предприятий из первой категории для проведения так называемых пилотных проектов по выдаче комплексного экологического разрешения.

— Известно, что многие предприятия, которые попадут в эти списки, легче снести, чем обеспечить их соответствие требованиям НДТ. Сколько, на ваш взгляд, будет таких предприятий?
— Из добросовестных — ни одного. Никто не собирается огульно закрывать предприятия. Однако можно утверждать одно: какие-то производства пострадают и будут вынуждены закрыться. Прежде всего, те, кто недостаточно ответственно подойдет к вопросу. Тем более ведь сам процесс перехода на НДТ — это не разовая акция, а поэтапный процесс. У всех предприятий будет время для модернизации. Ужесточение экологических требований будет проводиться поэтапно, и бизнес сам принимает участие в разработке этой этапности. Все остальное на усмотрение собственников и менеджмента. Если не могут или не хотят вести добросовестную хозяйственную деятельность, то только тогда будут закрываться.

— И когда это, на ваш взгляд, начнет происходить?
— Постепенно. С попаданием новых объектов под новое регулирование. Первые 300 пилотных предприятий должны получить КЭР начиная с 2019 года. Так что первые компании могут вплотную столкнуться с новыми веяниями уже через пару лет.

— Сколько потребуется прямых инвестиций для того, чтобы реализовать реформу экологического регулирования? Насколько, на ваш взгляд, достаточны экономические стимулы для компаний, закрепленные в законе?
— Предприятия планировали такие инвестиции и до принятия закона о НДТ. Это обыкновенное обновление основных фондов. При модернизации на предприятии обычно устанавливаются более энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии. Так достигается и положительный экологический эффект. Запланированные затраты уже есть в их инвестиционных программах. Некоторые из них их уже осуществляют. Поэтому сложно вычленить сумму новых, незапланированных вложений. В мае 2015 года сумма таких инвестиций оценивалась в 13,3 трлн руб. до 2025 года. Думаю, что после определения порядка применения справочников эта сумма будет скорректирована. НДТ устанавливает некоторые требования, и предприятие могло планировать в своей инвестиционной программе модернизацию, которая приведет к тому, что эти требования будут выполнены и дополнительного финансового обеспечения не потребуется. А может быть ситуация, когда все-таки нужно будет привлечь дополнительные инвестиции. Сколько из этих 13 трлн руб. потребуется в связи с требованиями и нормативами, сегодня пока сказать сложно.

— Известно, что НДТ — это больше, чем справочники. Это также изменение процессов регулирования и администрирования компаний. Насколько, как вы считаете, Росприроднадзор и Ростехнадзор готовы к введению такого регулирования на уровне компетенций людей?
— Проблема компетенций существует. Интерпретация некоторых норм регулирования не у всех одинакова. Это часто выясняется в ходе деловых игр, которые проходят с представителями госорганов и компаний. Действительно, людей, ориентированных на эти принципы недостаточно, и надо проводить подготовку кадров. Мы сделаем акцент на этой работе в 2017 году.

Источник: kommersant.ru

Возврат к списку