Об экологической ситуации в Москве рассказал руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский

19 Сентября 2017

Об экологической ситуации в Москве рассказал руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский

(Из интервью газете «Известия»)

— Как вы бы оценили экологическую ситуацию в Москве? Она улучшается или нет?
— Всё в природе взаимосвязано. Например, мы не очистим воздух, не улучшив качество зеленых насаждений. Проблемы есть практически в каждой сфере. Но, конечно, основная — загрязнение воздуха автотранспортом. На долю автомобилей приходится 90% выбросов в атмосферу. Мы активно решаем эту проблему, и уже есть определенные успехи. В 2010 году был зафиксирован выброс в миллион тонн вредных для здоровья населения веществ. Три года количество выбросов было стабильным, несмотря на то что автопарк увеличивается. С 2013 года удалось переломить тенденцию. И в настоящее время выбросы сократились на 120 тыс. т. Эта тенденция довольно устойчивая: постепенно количество вредных выбросов от автотранспорта уменьшается. Это происходит благодаря грамотной автотранспортной политике, обновлению автопарка, строительству новых станций метрополитена и МЦК, и многим другим мероприятиям. Это в том числе и ограничительные меры, например, контроль качества топлива, который проводится на въезде в столицу. Всё в комплексе дало такой эффект.

— На состояние Москвы-реки в черте города серьезно влияет и Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне. Предприятие собирается сокращать сбросы в реку?
— Завод раньше делал серьезные сбросы в Москву-реку, но ситуация на предприятии изменилась — там идет серьезная реконструкция. Основные работы завершены, и сейчас предприятие работает по замкнутому циклу: вода в реку практически не сбрасывается.

— Вопрос о выводе НПЗ за черту города уже не стоит на повестке дня?
— Это скорее экономическая проблема. Вывод требует колоссальных средств, так как речь идет не только о перемещении производства в другое место, но и о переносе трубопроводов и транспортных магистралей. Завод уже тратит серьезные деньги на реконструкцию. А всего же до 2019 года потратит около 200 млрд рублей. По этой причине вопроса о выводе завода за черту города нет в повестке дня. Нет сомнений, что все запланированные мероприятия завод проведет. Думаю, что после этого он станет одним из самых современных производств в стране, в том числе и с экологической точки зрения. Для Москвы и ее городской застройки он будет нейтрален.

— В программе электротранспорта есть какие-то стратегические планы помимо массового введения электробусов?
— Я думаю, что электробусы — это уже серьезный прорыв. Постепенно создается зарядная инфраструктура для частных электромобилей. Их количество растет. Для владельцев есть преференция — бесплатная парковка. Это неплохая экономия средств.

— Планируете ли вы переиздавать «Красную книгу» Москвы?
— Раньше по законодательству «Красная книга» переиздавалась каждые десять лет. Потом этот срок сократился до пяти-семи лет. Но мы выдерживаем график. Последний раз она выходила в свет в 2011 году. В 2018 году планируется издание новой редакции «Красной книги».

— Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сказал, что по программе реновации в новых районах будет более плотная застройка. Как это скажется на площади зеленых насаждений в городе?
— Теоретически я могу это осмыслить, но практически — это не совсем моя тема. Для меня показательным будет проект первого жилого квартала. Тогда уже можно будет говорить подробнее. Но могу сказать, что на заседании в Общественной палате Москвы, посвященном программе реновации, Москомархитектуре при подготовке проектов планировки в рамках реализации программы реновации было рекомендовано обеспечить максимально возможное сохранение зеленых насаждений. Также было рекомендовано предусмотреть территории под последующее озеленение с учетом принципов компенсационного озеленения и сохранения площадного баланса озелененных территорий в зоне действия программы реновации.

— Будет ли Москва внедрять раздельный сбор мусора для населения?
— На сегодняшний день во всем городе это, наверное, невозможно, а в общественных местах, на производствах, в школах и в вузах — вполне реально. Уже появились компании, которые заинтересованы во вторичном сырье, научились перерабатывать отходы. В городе постепенно создается отрасль вторичной переработки. Эта тема станет актуальна для нас, когда будет создана полноценная отрасль.

— Наверное, процесс можно ускорить с помощью административных решений?
— Внедрять в каждом домовладении раздельный сбор рано, потому что, даже разделив отходы, мы не сможем их переработать. Зачем заниматься профанацией? Раздельный сбор в Москве пытались внедрить еще в начале 2000-х годов, поставив фандоматы по сбору алюминиевых банок. Но это ни к чему не привело. Люди разочаровались и сказали: «Мы разделять больше не будем — они всё равно всё смешивают в мусоровозе и везут на полигон». Такого мы не хотим. Сейчас правительство города активно изучает общественное мнение, проводит просветительские акции. Мы выяснили, что около 30% москвичей уже готовы к раздельному сбору.

— Можно ли назвать время, когда мусороперерабатывающая отрасль наберет обороты?
— По оптимистическим прогнозам это произойдет в 2021–2022 годах. После того как в 2019 году полностью вступит в силу закон «Об отходах производства и потребления». Я думаю, что у бизнеса появится стимул вкладывать в эту отрасль. Но прежде предприниматели должны увидеть, что им выгодно, например, собрать 100 тыс. штук алюминиевых банок и переработать их.

Источник: iz.ru

Возврат к списку