Пути отходов

23 января 2018

Пути отходов

В начале года вступили в силу поправки в федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Изначально предполагалось, что документ узаконит поэтапный переход к обязательному раздельному сбору и переработке вторсырья. На деле же решение этого вопроса так и оставили в компетенции регионов. И далеко не во всех субъектах власти оказались готовы помогать предпринимателям в вовлечении вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.

По словам координатора проекта Общероссийского народного фронта "Генеральная уборка" Дмитрия Миронова, никаких стимулов к организации раздельного сбора с последующей переработкой отходов эксперты в новом законе не увидели. Наоборот, систему тарификации построили так, что самым выгодным для регионального оператора, отвечающего за работу всей мусорной цепочки в субъекте РФ, стал тариф на захоронение мусора, а не на обработку или утилизацию отходов.

При этом некоторые новшества, все же направленные на развитие рециклинга, противоречат другим нормативно-правовым актам и документам. Так, поправки закрепили термин "раздельное накопление отходов", а само накопление еще раньше определили как складирование сроком до 11 месяцев. Но обновленный закон не дает четкой трактовки относительно фракций отходов, образующихся в результате их раздельного накопления. Все отсортированное сырье по-прежнему попадает под определение твердых коммунальных отходов (ТКО). А действующий СанПиН предписывает ежедневный вывоз ТКО, из-за чего возникают вопросы к норме об 11-месячном складировании накопленного сырья.

В новом документе множество положительных моментов. Это и создание электронных моделей территориальных схем обращения с отходами, и ограничение срока, на который компании может присваиваться статус регионального оператора по обращению с ТКО. Раньше вместо формулировки "не более 10 лет" в законе значилась формулировка "не менее 10 лет", и отсутствие временных рамок в свете не до конца проработанного законодательства экспертам казалось неоправданным.

- Так или иначе, называть поправки "законом о раздельном сборе мусора" нельзя, - считает руководитель направления по взаимодействию с органами власти экологического движения "РазДельный Сбор" Анна Гаркуша. - Фактически в каждом субъекте РФ ситуация будет зависеть от позиции региональных властей и избранных операторов по обращению с отходами. И все ТКО, попадающие на контейнерные площадки, теперь будут находиться в ведении региональных операторов. Это создает угрозу для действующих проектов по раздельному сбору отходов, которые реализуют предприниматели и общественные организации. Чтобы не потерять то, что уже имеется, и стимулировать организацию раздельного сбора ТКО повсеместно, эту процедуру все-таки необходимо сделать обязательной на уровне федерального закона. А на региональном уровне с учетом местной специфики пусть уже прорабатываются детали.

Возврат к списку