О раздельном сборе мусора, тарифах на его вывоз и всероссийской карте «горячих» точек

31 июля 2018

О раздельном сборе мусора, тарифах на его вывоз и всероссийской карте «горячих» точек

(Из интервью Министра природных ресурсов России Дмитрия Кобылкина
«Российской газете»
Дмитрий Николаевич, в некоторых регионах уже пробовали вводить
раздельный сбор мусора. Не везде пошло. Может, потому, что
законодательство об отходах нацелено в основном на ответственность
бизнеса, а не граждан?
Дмитрий Кобылкин: Ситуация меняется к лучшему. Все больше людей
начинают понимать социальную ответственность перед своим домом,
улицей, где живут, и если дальше смотреть - перед страной. Никто этот
накопленный мусор не сделал, он не прилетел с другой планеты, мы сами его
создали. И проблемы должны решать совместно власть и население,
прививая, в том числе, культуру раздельного сбора мусора уже с детства.
В Испании два евро платят тому, кто разделяет мусор. Семь - платит тот, кто
так не делает. Следит за всем управляющая компания.
Есть и другая сторона. Видели, как из четырех баков для раздельного
сбора мусора дворник сбрасывает все в один пакет. С этим как
бороться?
Дмитрий Кобылкин: Все должны включаться в эту работу, в том числе
управляющие компании. Например, в Испании два евро платят человеку,
который разделяет мусор. Семь евро платит тот, кто не разделяет. Как
узнают, какой пакет и в какой контейнер он бросил? Стоят камеры, за этим
следит управляющая компания.
Есть и у нас дома, где люди готовы разделять отходы. Но они выходят во
двор, а бачок один. И на этом все заканчивается. Переход на раздельный сбор
мусора - непростая работа, в других странах эту культуру прививали 15-17
лет. Нам надо ускоряться, мы многое форсированно проходили, лет за 10
должны справиться.
Но отрасль сегодня находится в зачаточном состоянии. Есть идеи, как
быстро привести ее в рабочее состояние?
Дмитрий Кобылкин: Вы правы, предстоит практически с нуля создать
промышленные мощности по переработке так называемых бытовых отходов.
Конечно, интересны любые идеи и лучший мировой опыт управления
отходами. Мы ежедневно проводим региональные часы, собираем на
различных площадках министров экологии и природных ресурсов субъектов
РФ, встречаемся с региональными операторами. В ближайшее время из
местных тенденций сложим общую картину, и станет ясно, что нам
необходимо сделать, чтобы этот сектор стал по-настоящему промышленной
отраслью экономики.
Задача научиться превращать в новые продукты вторичное сырье, которое
появится в результате сортировки и переработки. Это и пластик, и металл, и
бумага, и стекло - все то, что мы можем из твердых бытовых отходов
извлечь. При этом будут создаваться новые рабочие места, поддержим малый
и средний бизнес.
Иностранные инвестиции планируете привлекать?
Дмитрий Кобылкин: Мы говорим в целом об инвестициях и не делим их на
иностранные или российские. Отрасль должна стать инвестиционно
привлекательной, и она станет такой, в этом нет никаких сомнений.
Все зависит от того, какие стартовые условия мы создадим. Вот это наша
основная задача: создать для бизнеса условия, позволяющие вкладываться в
сортировку и переработку, и высчитать, когда он сможет окупить свои
вложения.
Переход на новую систему работы с отходами больше не отложат?
Дмитрий Кобылкин: Назад дороги нет, когда-то нужно начинать это делать.
Может быть, первый блин будет комом, но с 1 января мы начнем эти блины
печь.
Мы уже однажды отложили переход на новую систему обращения с
отходами, дали дополнительно два года на подготовку. Сейчас никаких
отговорок от регионов не принимаем. Информацию по отстающим будем
докладывать в правительство РФ, инициировать проверки Генпрокуратуры.
Все ли регионы выбрали региональных операторов по обращению с
отходами?
Дмитрий Кобылкин: Подавляющее большинство - 75 - регионов уже
выбрали регоператоров. Кое-где они не определены, но не по вине
губернаторов. Это конкурсный отбор, конкурсные процедуры и роль
Федеральной антимонопольной службы высока, и критерии оценок
участников торгов должны соблюдаться строго.
Некоторые соискатели не отвечают требованиям, конкурс отменяется,
потому что региональный оператор не может попасть в установленный
тариф.
Бывает, что территориальные схемы размещения твердых бытовых отходов
сформированы еще вчера, а регоператор выиграл конкурс только сегодня. Он
приходит, а схема его не устраивает. Он должен внести определенные
поправки и сказать, что вот этот путь - например, доставки мусора от
потребителя до перерабатывающего завода - короче и дешевле. Тогда в нее
вносятся поправки.
Это живой механизм и он должен быть всегда работоспособным. В
министерстве есть штурмовая боевая рабочая команда из разных
департаментов, отдельного департамента по твердым коммунальным
отходам в минприроды нет. Но единый регулятор сферы управления с
отходами, безусловно, должен быть создан.
Основное финансирование планируется за счет экосбора?
Дмитрий Кобылкин: Не только, это и другие финансовые источники,
которые государство должно выделить на стартовом этапе. Мы это
закладываем в наш национальный проект "Экология" отдельным блоком.
Цифры сейчас защищаем.
Какой прогноз по экосбору в этом году?
Дмитрий Кобылкин: 2,5 миллиарда рублей. Но я думаю, это не предел. Мы
намерены привлечь 15 миллиардов рублей экологического сбора до 2024
года. Эти деньги пойдут на решение проблем, связанных с обращением
твердых бытовых отходов.
Когда минприроды сформирует онлайн-карту всех объектов системы
управления отходами страны?
Дмитрий Кобылкин: Карта должна бы появиться до конца года. Непростой
вопрос, но без цифровизации этих процессов реформу осуществить будет
очень тяжело.
Скоро по всей стране начнется строительство мусороперерабатывающих
заводов, сортировочных комплексов. За всеми этими стройками, безусловно,
надо будет наблюдать в постоянном режиме, что и как там происходит. Все
контролировать сложно, но мы планируем это сделать с помощью
ситуационных центров, веб-камер, космических технологий.
А законопроект о формировании федеральной системы управления
опасными отходами (I-II класса опасности) когда будет внесен в
Госдуму?
Дмитрий Кобылкин: Мы уже внесли документ в правительство, до конца
года планируем вынести его на рассмотрение в Госдуму. Законопроект
решает копившиеся годами проблемы.
Как закон позволит избежать появления новых "горячих точек"?
Дмитрий Кобылкин: Мы понимаем, что пока нет гарантированного объема
отходов, бизнес не будет заинтересован в инвестициях. Поэтому создается
федеральная схема по обращению с опасными отходами.
Она предусматривает планирование переработки на основе учета реального
объема и географии образования опасных отходов, предполагает развитие
государственно-частного партнерства в рамках тарифного регулирования,
гарантирующего возврат инвестиций в строительство объектов по
переработке. Закон не коснется уже действующих полигонов, для этого
предусмотрены другие механизмы. Он направлен как раз на предотвращение
формирования новых "горячих точек".
Если говорить в целом про отрасль управления отходами, то ликвидацией
"горячих точек" накопленного вреда на карте страны придется заниматься
годы. Перейти на цивилизованные регламенты и правила работы мы должны
с будущего года, но процесс очистки займет время. И только от нас самих,
каждого гражданина, зависит скорость наведения порядка в этой сфере.
Источник: mnr.gov.ru

Возврат к списку