Правительство делает новый подход к открытию данных о состоянии окружающей среды

15 июня 2020

Правительство делает новый подход к открытию данных о состоянии окружающей среды

Газета «Коммерсантъ» сообщает, что вице-премьер Виктория Абрамченко
вернула на доработку в Минприроды проект концепции создания
комплексной информационной системы мониторинга окружающей среды,
призванной сделать экологическую информацию полной и открытой для всех
заинтересованных лиц. В документе нет ни архитектуры такой системы, ни
четких параметров данных, ни этапов построения и объемов ее
финансирования, ни ответственных исполнителей. Попытки открыть
гарантированный гражданам Конституцией доступ к экологической
информации предпринимаются чиновниками много лет – но успеха не
достигают. В РФ до сих пор нет ни ее определения, ни системы показателей,
характеризующих качество окружающей среды.
Проект концепции создания информационной системы мониторинга
окружающей среды в РФ «экологический» вице-премьер Виктория
Абрамченко вернула на доработку в Минприроды, Росприроднадзор и
Росгидромет до 24 июня. Президент Владимир Путин еще в январе поручил
утвердить документ к 1 июня, но в концепции не обнаружено базовых
составляющих такой системы — архитектуры, измеряемых параметров,
этапов создания, стоимости и исполнителей. Представитель вице-премьера
заявил, что концепция отправлена на доработку с требованием включить в
нее «проработанную архитектуру создаваемых и имеющихся систем и
необходимую информацию от всех поставщиков данных», а «подходы
должны быть единообразными и охватывать весь перечень объектов
мониторинга».
Согласно проект Минприроды система должна содержать данные о
метеонаблюдениях, нерадиоактивных и радиоактивных веществах в воздухе,
почве, поверхностных и подземных водах, водных ресурсах, экосистемах,
состоянии вечной мерзлоты и ее изменениях.
Оперативные данные о состоянии окружающей среды и аналитическую
информацию Минприроды обещает вывести на «веб-портал».
Первичное формирование системы предполагает использование ресурсов
Единого госфонда данных госэкомониторинга (в основном — данных
Росгидромета), но, хотя постановление правительства о создании фонда
датировано еще 2013 годом, он так и не создан. Также источниками данных
могут выступать органы власти и местного самоуправления, бизнес, научные
сообщества и некоммерческие организации. На ввод системы в эксплуатацию
Минприроды закладывает около пяти лет. Однако, как она будет работать, из
проекта неясно — концепция говорит о «непрерывности и полноте
поступления данных» и интерактивном доступе к ним «широкого круга
пользователей», но предлагает регламентировать доступ к ним с
«однократным предоставлением информации для многократного
использования».
Открытый и всеобщий доступ к экологической информации гарантирует
Конституция, но в реальности нет даже определения и параметров такой
информации. Последний раз законопроект Минприроды, призванный
регламентировать доступ к таким данным, обсуждался в конце 2019 года в
Госдуме, при этом и в нем перечня данных и порядка предоставления такой
госуслуги не было. В декабре 2016 года Минприроды опубликовало график
нормотворчества для присоединения РФ к Орхусской конвенции ООН
(гарантирует доступ граждан к экологическим данным через суды), но в
последний раз вспоминало о ней три года назад.
В результате концепция Минприроды опирается на измерение и контроль
показателей, которые предусмотрены санитарно-эпидемиологическим
законодательством, — предельно допустимых концентраций и
ориентировочно допустимых концентраций химических веществ.
Директор Института экологии ВШЭ Борис Моргунов напоминает, что
утвержденных показателей качества компонентов окружающей среды тоже
нет, хотя разработать их Владимир Путин поручил в 2016 году.
«Гигиенические же нормативы, нормативы выбросов, сбросов, размещения
отходов не имеют отношения к показателям "качества" окружающей среды.
Они не охватывают все ее компоненты для комплексного мониторинга и не
учитывают кумулятивное воздействие различных загрязняющих веществ», —
объясняет господин Моргунов. «За семь лет, которые прошли после
упомянутого решения правительства, так и не удалось определиться ни с
конкретикой, ни с техническими решениями. Это тем более удивительно, что
предложения по созданию такой системы были разработаны ВШЭ еще в 2015
году, но были проигнорированы», — резюмирует он.
Сама информация о состоянии окружающей среды собирается и
обрабатывается большим количеством госорганов (Росгидромет,
Росприроднадзор, Роснедра и т.д.) и организаций в собственных
изолированных информсистемах. Основная часть данных собирается
наблюдательной сетью Росгидромета. Эксперты ранее неоднократно
указывали, что технологически эти станции устарели, а сеть покрывает
далеко не всю территорию страны. Для решения этой проблемы в
Росприроднадзоре предлагают дополнить эту сеть «компактными датчиками,
позволяющими по основным веществам осуществлять мониторинг в онлайн-
режиме» в наиболее проблемных точках городов и учитывать в новой
системе данные с датчиков контроля выбросов на промышленных
предприятиях.
«Сегодня законодательство предусматривает оснащение датчиками
источников выбросов через четыре года после получения комплексного
экологического разрешения, — сетуют в ведомстве. — Это долго, первые
такие системы заработают не раньше 2024 года. Мы считаем, что этот срок
необходимо сократить».
«Если информация из систем предприятий будет напрямую попадать в
систему экомониторинга, у контролирующих органов повысятся шансы
оперативно отследить негативные тенденции и принять меры по охране
окружающей среды от загрязнения»,— соглашается Анна Стрежнева,
старший юрист практики недвижимости, строительства и экологического
права PwC Legal, отмечая необходимость периодического обновления
параметров мониторинга по мере модернизации компаний, «так же как по
мере развития экологичных способов производства регулярно обновляются
стандарты наилучших доступных технологий в промышленности».
Все участники обсуждений признают, что проблема перезрела. 47% россиян
рассматривают возможность смены места жительства из-за проблем с
экологией. По опросам ВШЭ, 60% граждан заявляют о проблеме с доступом
к экологической информации. Как отсутствие, так и открытие доступа к ней
несет в себе политические, социальные и экономические риски, но только
открытие позволяет их снизить. «Прозрачность и доступность данных
мониторинга позволит снять ряд конфликтов и претензий по проблемам
экологической безопасности и охраны окружающей среды между
государством, бизнесом и гражданами», — признает и отправленный на
доработку проект Минприроды.
Отметим, что нацпроект «Экология» финансирование такой системы также
не учитывает, хотя и предполагает развитие мониторинга воздуха в самых
грязных городах и воды. Сергей Вихарев, директор группы
консультирования по перспективным технологиям КПМГ в России и СНГ,
отмечает, что предлагаемая Минприроды система ориентирована на сбор
данных из уже существующих ведомственных и коммерческих источников,
являясь, по сути, агрегатором и витриной данных, и «стоимость разработки
таких систем федерального масштаба может составлять сотни миллионов
рублей и занимать несколько лет». Впрочем, вопрос о том, какие именно
данные будет содержать система и как они будут характеризовать
окружающую среду, так и остается нерешенным.

Источник: kommersant.ru

Возврат к списку