Уровень экологической ответственности населения растет – свидетельствуют результаты опроса

31 марта 2021

Уровень экологической ответственности населения растет – свидетельствуют результаты опроса

30 марта, в День защиты Земли, Центр исследований гражданского общества
и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» предоставил Минприроды России данные
репрезентативного опроса о вовлеченности жителей России в практики
экологически ответственного потребления.
Согласно результатам исследования, самыми распространенными
действиями оказались те, что подсказаны желанием сэкономить семейный
бюджет. В первую очередь, это обращение с вещами и отходами: каждый
третий (33%) отдает ненужную одежду, мебель, бытовую технику друзьям,
знакомым, соседям, 27% сортируют бытовой мусор. Каждый четвертый
(26%) экономит воду, каждый пятый (19%) – электроэнергию.
Включенность в остальные практики гораздо меньшая. Так, одноразовыми
пластиковыми пакетами пользуются лишь 10% опрошенных, только 6%
покупают товары в разлагаемой упаковке или вообще без упаковки. Еще 4%,
заботясь о природе, отказываются приобретать не особенно нужные товары,
а 3% заменяют покупки редко используемых вещей арендой или совместным
потреблением.
Значительное число граждан – 41% – вообще ничего не делают.
Следовательно, заключают социологи, потенциал для развития
ответственного потребления в России высок.
Сравнение показателей текущей и потенциальной вовлеченности показало,
что в ближайшие два года самыми востребованными практиками
экологически ответственного потребления будут сортировка и утилизация
отходов – от раздельного сбора мусора (им намерено заняться 47%
населения) до сдачи в пункты приема отслуживших батареек, макулатуры,
пластика, стекла, металла.
Кроме того, на первых позициях останутся такие практики, как экономия
воды и электроэнергии, использование энергосберегающей бытовой техники.
При этом практика раздачи ненужных вещей сдаст позиции с одной трети
населения до 26%. «Запасы ненужной одежды, мебели и бытовой техники не
безграничны, как и самые удобные «каналы» приема – друзья, знакомые и
соседи. Их круг, как правило, ограничен, и вряд ли существенно изменится.
Кроме того, крупногабаритные вещи покупаются гораздо реже, чем одежда, а
значит, не требуют частой утилизации», – поясняет директор Центра
исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ
ВШЭ Ирина Мерсиянова.
Исследователи отмечают, что приверженность к ответственному
потреблению зависит от возраста: чем старше человек, тем больше
вероятности, что он начнет экономить воду, а чем младше – приобретать
экотовары в биоупаковке и заменять покупку арендой.
Чаще ориентированы на сбережение природы представители профессий
системы «человек–человек» (образование, здравоохранение), а также те, кто
участвует в добровольческом труде и ощущает себя волонтером.
Планы на ответственность регулируются и уровнем материального
положения - чем он выше, тем больше намерений. Помимо этого, большую
роль играет место проживания: жители мегаполисов чаще настроены
экономить воду (31% против 23% в целом по стране), тогда как жители
городов с населением от 500 тыс. до 1 млн – использовать
энергосберегающую технику (25% против 17%).
Среди жителей городов с численностью в 100–250 тысяч человек лишь 3% не
собираются потреблять ответственно, в то время как среди всех россиян эта
цифра составляет 13%.
Самыми экологически ориентированными федеральными округами страны
являются Северо-Западный и Уральский – в данных регионах не собираются
переходить к экологической ответственно только 5 и 7 процентов населения.

Источник: mnr.gov.ru

Возврат к списку