Как в Москве снижают выбросы парниковых газов

15 июля 2023

Как в Москве снижают выбросы парниковых газов

Каждые десять лет в России становится примерно на полградуса по Цельсию
теплее, подсчитали в Росгидромете. Главная причина повышения
температуры — рост концентрации парниковых газов в атмосфере.
Чтобы сдержать потепление и сократить воздействие на окружающую среду,
власти ставят цели по уменьшению таких выбросов. К 2030 году
их необходимо сократить на 30% по сравнению с уровнем 1990-го.
Москва уже приблизилась к нужной отметке. По данным столичного
департамента природопользования и охраны окружающей среды, с начала
1990-х годов количество выбросов в столице уменьшилось на 25%. Только
за последние десять лет сокращение достигло 18%.
Выбросы снижаются, даже несмотря на активное развитие московской
экономики. Индекс промышленного производства уже много лет подряд
показывает рост. К примеру, в 2021 году он вышел на рекордные значения —
136,6% к предыдущему году.
Шесть лет назад Москва приняла новую экологическую политику на период
до 2030 года. В столице действуют сразу несколько госпрограмм,
ориентированных на экологию. Они охватывают все основные сектора
экономики и направления, влияющие на окружающую среду, —
от транспорта и городского хозяйства до градостроительства и озеленения.
Решения, которые принимаются в этой сфере сейчас, задают вектор
благополучия на следующие 30–50 лет, говорит руководитель департамента
природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон
Кульбачевский. «Сегодня мы видим, что на устранение последствий
неэкологичных решений, принятых 20–40 лет назад, тратятся значительные
резервы. Повторно наступать на эти грабли нельзя», — добавляет он.
Основной источник углекислого газа в столице — теплоэнергетика.
На ее долю приходится больше 70% выбросов. Чтобы обеспечивать город
электроэнергией и теплом, приходится сжигать огромные объемы топлива.
Но если оно будет экологичным, ситуацию можно улучшить.
Более десяти лет назад Москва запустила масштабную модернизацию
топливно-энергетического комплекса. Мощности перевели
на когенерационный цикл (совместную выработку электрической и тепловой
энергии) и парогазовые технологии. Все 13 крупных ТЭЦ, обеспечивающих
город теплом и электричеством, работают на природном газе. Он считается
самым экологичным из традиционных видов топлива и дает намного меньше
выбросов, чем мазут или уголь.
Котельные, которые раньше вырабатывали тепло для горожан, начиная
с 2013 года постепенно выводили из работы. А тепловую нагрузку
переключали на современные ТЭЦ. В результате только в 2022 году выбросы
парниковых газов сократились больше чем на 1,2 млн т, оксидов азота —
примерно на 800 т. Примерно столько же вредных веществ в год
выбрасывают 20 тыс. дизельных автобусов.
Новая экологическая политика Москвы, принятая несколько лет назад,
предполагает поэтапный переход к низкоуглеродной экономике. В том числе
за счет внедрения технологий «зеленого» строительства.
По оценкам профильного департамента, только капремонт зданий
с использованием энергоэффективных технологий способен уменьшить
выбросы парниковых газов на 500 тыс. т к 2030 году. В зданиях
устанавливают энергосберегающее освещение и остекление, «умное»
управление инженерными системами, тепловые насосы, системы
использования дождевой воды. Эти и другие энергоэффективные технологии
также применяют в программе реновации. Здесь сокращение удельного
потребления энергоресурсов может составить до 30%.
Сам процесс строительства тоже становится все более «зеленым».
В столице действует система цифрового контроля утилизации строительных
отходов. Она отслеживает движение спецтехники по городу и проверяет, что
грунт и остатки стройматериалов вывозят на специализированные пункты
приема. Встроенный в систему искусственный интеллект контролирует,
накрыт ли груз тентом, чтобы мусор не попадал на улицы, а пыль
от строительных отходов не загрязняла воздух.
В среднем по миру автомобильный транспорт генерирует около 12%
выбросов парниковых газов. Но в некоторых мегаполисах эта
доля приближается к 30%. До начала 2010-х годов Москва была ближе
именно к этой группе городов.
Затем в столице запустили большую программу по экологизации
автотранспорта и транспортной системы. Каждый год появляются новые
станции метро, а вместо обычных автобусов с ДВС на улицы выводят
электрические. К настоящему моменту на московские линии выпустили уже
больше 1050 электробусов. Это помогло избежать выбросов в объеме около
620 т загрязняющих веществ, а выбросы парниковых газов только в 2021
году сократить на 33 тыс. т.
В перспективе на улицах города могут появиться и водородные автобусы.
На создание инфраструктуры для них понадобится время.
Но автопроизводители уже показали водоробус, способный проехать
до 250 км без заправки. Вместе с развитием экологичного транспорта меняют
и саму транспортную систему. В городе улучшают условия дорожного
движения и повышают связанность дорог, чтобы машины быстрее
добирались до пункта назначения и таким образом производили меньше
выбросов.
Все меры по экологизации автотранспорта, как ожидают в профильном
департаменте, позволят сократить выбросы парниковых газов более чем
на 5,5 млн т в среднесрочной перспективе.
Как и любой процесс горения, сжигание мусора приводит к выбросу
парниковых газов. Поэтому задача города — сократить количество отходов
и оптимизировать их утилизацию. Несколько лет назад в Москве запустили
программу раздельного сбора бытового мусора. Отходы стали делить
на смешанные и подлежащие переработке. В итоге москвичи стали собирать
в три раза больше вторсырья. Если в 2019 году объемы составили около
450 тыс. т, то в 2022-м достигли почти 1,5 млн т.
Московские предприятия внедряют аналогичные практики. Например,
на фармзаводе «Сервье» собирают самые разные виды отходов: бумагу
и картон, металл, ПВХ-пленку, деревянные палеты. За последние пять лет
здесь сдали на вторпереработку больше 800 т сырья. Кроме того, вместе
с жителями района, где расположено предприятие, сотрудники собирают
неиспользуемую одежду для нуждающихся.
Зеленые насаждения — один из самых простых и экологичных способов
сократить количество углекислого газа в атмосфере. Они потребляют CO2 в
процессе роста и накапливают его в виде связанного углерода.
За последние десять лет в Москве высадили около 11 млн деревьев
и кустарников. Видовой и возрастной состав насаждений стараются
подбирать так, чтобы растения поглощали как можно больше парниковых
газов и загрязняющих веществ. И одновременно помогали создавать
комфортный микроклимат и регулировать поверхностные стоки. Например,
липы и клен поглощают парниковые газы и накапливают углерод вдвое
эффективнее, чем лиственницы и березы. Причем максимум накопления
у липы идет в возрасте 30–50 лет, а к 80 годам снижается в два раза.
Сейчас город экспериментирует с решениями, которые помогут непрерывно
контролировать состояние деревьев и их возможности по поглощению
углекислого газа. Для этого используют датчики, отслеживающие сразу
много параметров. Так, прирост диаметра ствола помогает оценить объемы
накопления углерода и «климатическую эффективность» дерева, а движение
воды внутри дерева — потребность в поливе.
Недавно в столице появилась методика для компенсации выбросов
с помощью озеленения. Она позволяет рассчитать, сколько парниковых газов
будет выделять производство и какие объемы озеленения нужны, чтобы
их «обнулить». Методику уже опробовали на участках Большой кольцевой
линии от «Савеловской» до «Каховской». К примеру, у станции «Давыдково»
высадили около 300 деревьев и 900 кустарников. Это компенсирует эффект
от выбросов 1,9 тыс. т углекислого газа. Такой подход можно применять
не только на транспортных, но и на других строящихся объектах.

Источник: rbc.ru

Возврат к списку